18 июл. 2008 г.

Турки, корзина РАО, Транснефть и Аэрофлот

Первую неделю, как вернулся из отпуска,.. а на рынке всё перевернули опять с ног на голову. Отдыхали всей семьей в клубном отеле в Турции. За ситуацией на рынках особо не следил - в телевизоре CNBC и CNN только на турецком. Судя по бегущей строке акций в Турции торгуется много и с высокой волатильностью. Посмотрел по MSCI - Турция упала с начала год на 36% (во время июльского завала было больше 40%). Сегодня Турция самый дешевый рынок акций по сравнительным коэффициентам (P/E ~7-8, ссылка). А ведь живут турки в среднем лучше россиян, с минимальной зарплатой от $500...

Гид поведал одну интересную историю. Почему Турция не добывает нефть и газ на своей территории, хотя углеводороды там есть, ведь страна граничит с Ираном, Ираком и Сирией?! Оказывается существует некий договор между Турцией и Великобританией от 1921 года, по которому Турция в случае начала добычи обязана отдавать 50% британцам. Интересно, что в 2021 году данный договор прекратит действие. А пока в Турции бензин стоит $3 за литр.

Корзина полученных акций РАО ЕЭС сейчас оценивается рынком так же, как сами акции "мамы" в последние дни торгов (~26 руб. для тех, кто голосовал "за" или не голосовал). C учетом падения рынка неплохо для акционеров РАО, но удивляют супернизкие ценники на отдельные активы. ФСК и Интер РАО инвесторы готовы продавать на 30% и в ~5 раз ниже номинала соответственно. Никогда не говорил, но сейчас так и хочется сказать: "Во всем виноват Чубайс!" До сих пор нигде не опубликован набор реальных активов и денег, полученных данными компаниями, да и с количеством выпущенных акций нет официальной информации, включая сколько акций осталось на балансе компаний.

Транснефть удивила: большинство в Совете директоров заняли независимые директора. Насколько они "независимые" узнаем к следующим дивидендам. Пора бы уже государству и миноритариям платить с консолидированной, а не заниженной прибыли по головной компании. Для префов это может стать долгожданной идеей.

Из свежих идей можно подумать о покупке акций Аэрофлота, пострадавшего от роста процентных ставок и цен на керосин. С последним ФАС сейчас "разберётся", а остальное компания переложит на потребителей.

4 комментария:

  1. md

    Добрый день :)
    А какой отель? не Зигана или Порт Рояль случаем :) ?

    Почему вы думаете, что Аэрофлот 100% своих повысившихся расходов перенесет на потребителя? Он сейчас-то менее конкурентен, чем Сибирь, Ютейр...вся отрасль (в мировом масштабе) в пике уже несколько лет. Какие есть основания что что-то кардинально изменится? Я бы ставил на мелких авиаперевозчиков тогда бы...
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. md

    за "нефтяной вопрос" в Турции - СПАСИБО :)) Интересно, не знал..

    ОтветитьУдалить
  3. 1. Отель не из рекламы первого канала :)

    2. На растущем рынке (спросе) производитель выигрывает. Авиакомпании в России научились хорошо раскладывать себестоимость на составляющие (вот столько платежи за лизинг, столько на бензин, столько наша прибыль...). "Топливные сборы" хорошо хеджируют риск изменения стоимости топлива. Вы представьте, что даже при такой стоимости керосина все еще летают ТУшки, потребляющие в 2 раза больше топлива. Во 2 квартале авиакомпании конечно потеряют, но в будущем при краткосрочном снижении цен на нефть смогут отыграть убытки.
    "Второй эшелон" сильнее проигрывает от роста процентных ставок, потом он не сможет участвовать в возможной консолидации мировой отрасли. Аэрофлот - самая рентабельная компания в мире (во многом за счет платежей от полетов над Сибирью, но они зафиксированы еще на несколько лет вперед). Плюс в России керосин должен стоить на ~1/4 дешевле за счет экспортных пошлин.

    ОтветитьУдалить
  4. md

    Ваше мнение понял. Спасибо за коммент.

    По поводу "воздушной сибирской ренты" вопрос, конечно, дискуссионный в том плане, почему именно Аэрофлоту идут платежи. Да и стоит ли долгосрочно вносить этот "неоперационный бизнес" Аэрофлота в модель тоже получается спорный момент.

    ОтветитьУдалить