22 июн. 2012 г.

Почему Нижнекамскнефтехим не Уралкалий?! …или как меня не пустили на собрание акционеров

14 июня 2012 года прошло собрание акционеров ОАО «Нижнекамскнефтехим». Я как акционер и представитель двух инвестиционных фондов, владеющих акциями предприятия, заранее решил поучаствовать в собрании, а заодно поближе познакомиться с объектом инвестиций. К тому же акции этого предприятия второй год показывает лучшие результаты в портфеле, да ещё по всем параметрам намекают на то, что надо ещё увеличить вложения в них.

К сожалению, моим надеждам не удалось сбыться. Вместо участия в собрании я провел 2 часа в компании с начальником бюро пропусков и ещё одним человеком, похожим на начальника охраны. Впрочем, возможно, это оказалось не менее эффективным занятием. Мне рассказали всю технологию, некоторые подробности жизни предприятия и города, о которых я вряд ли узнал бы в течение 1 часа на официальном собрании. После собрания ко мне все-таки вызвали начальника отдела «корпоративных отношений», до которого безуспешно пытались дозвониться перед собранием акционеров… Дядечка по фамилии Борщ, очень похожий на Владимира Ильича (уж простите Федор Леонидович за сравнение), извинился и даже ответил на несколько вопросов, которые меня интересовали:

- Дивиденды будут платить ~30% от чистой прибыли по РСБУ (при минимуме в 15% согласно утвержденной дивидендной политике), поскольку такой норматив установлен сверху для многих предприятий Татарстана.
- Планов сделок M&A или выхода на IPO пока нет, и не предвидится. Компания погашает последние еврооблигации, а денег на инвестиции зарабатывается достаточно и от основной деятельности.
- Во время приватизации привилегированные акции достались работникам бесплатно, а обыкновенные раздавали за деньги, в основном вместо зарплаты. Работникам принадлежит не больше половины акций в свободном обращении, а менеджеры в последний год сами увеличивают вложения в акции.
- Кроме контролирующего акционера у предприятия есть неназванный крупный миноритарий с 10%, судя по официальным материалам это некий офшор НКБ Инвестментс Лтд. (8,8%)
- Всё на предприятии решает холдинг «ТАИФ», который в свою очередь контролируется республикой Татарстан.

Жаль, что вопросы корпоративного управления не являются приоритетными, несмотря на все принятые процедуры. Есть и кодекс корпоративного управления, и комитеты разные в Совете директоров, и даже два «независимых» директора. Но всё коту под хвост из-за одного клерка, который решил не допускать до собрания представителя 3 акционеров с достаточно крупным для обычного миноритария пакетом. Как полагаю, им оказался секретарь совета директоров Александров Георгий Валерьевич. Накануне я, наконец, дозвонился до него и озвучил свое желание прибыть на собрание.

К слову, дозваниваться я стал за неделю, но телефон секретаря совета директоров не отвечал, хотя соединение проходило, но после N-гудка сбрасывалось, как будто кто-то кидает трубку. Попытки найти другого человека, кто мне выпишет «пропуск» на собрание (как интересно, ФСФР отнесется к такому требованию для присутствия на собрании акционеров) были безрезультатными. Все отсылали на Александрова или Борща, а Борщ на Александрова.

Итак, Александров несколько часов искал моих трех акционеров в списках, представленных регистратором, и якобы не нашел. Просил для подтверждения прислать выписку, что сделать за один день, находясь в другом городе, явно невозможно. В регистраторе мне по телефону подтвердили, что мои три акционера есть в списках, и даже позвонили Александрову, указав, где нужно искать. Не дозвонившись в который раз, я попросил бэк-офис выслать выписку по указанному Александровым факсу и выехал вечером накануне собрания из Перми в Нижнекамск, решив все недоразумения урегулировать в случае чего на месте.

Въезжал в Нижнекамск уже ночью, проехав за 6 часов 500 км и наблюдая красиво подсвеченное здание заводоуправления, куда мне предстояло попасть утром. Город поразил меня своей чистотой и аккуратностью. Никаких признаков плохой экологии замечено не было (не почувствовал ни намека на те запахи, которые испытывает любой проезжающий мимо, например, пермского Лукойл-нефтеоргсинтеза). Лет 10 в городе есть важный признак цивилизации - Макдональдс, в Перми - только открыли… :)

Утром я выехал из гостиницы на завод, который находится в некотором отдалении от города. По пути удивило наличие полицейских, которые были расставлены через каждый 200м на пути к месту проведения собрания. Как позже выяснится, на собрание также решил приехать президент Татарстана, чтобы поприсутствовать при подписании контракта на проектирование нового комплекса по производству олефинов мощностью 1 миллион тонн этилена в год. Это ключевой на ближайший 5 лет инвестиционный проект для «НКНХ».

На проходной меня встретил охранник и спросил «приглашение» на собрание. Я сказал, что у меня есть доверенность, тогда мне дали список из 15-20 организаций, где были в том числе разные инвестбанки, но моих фондов не было. Стоявшая рядом женщина с бейджиком «счетная комиссия» на мой вопрос, о наличии в списках акционеров не ответила и вообще сказала, что не является представителем регистратора (по закону и внутренним документам именно регистратор осуществляет функции счетной комиссии). Попытки дозвониться до Александрова опять были безрезультатными, никто из присутствующих на охране людей вообще не хотел решать мой вопрос. В итоге, меня попросили пройти в бюро пропусков с другого торца здания, где всё должно было решиться. Там собственно я и пробыл 2 часа в общении с двумя людьми, один из которых каждые 5 минут пытался дозвониться до Борща по моей просьбе. Там же я узнал, что приезжает президент, и что всех тут уже 2 раза проверяло ФСО, и вообще в Татарстане своя «конституция»… :)

Видимо, «конституция» не позволяет «Нижнекамскнефтехиму» и рассылать бюллетени на собрание всем акционерам (неужели, чтобы никто не пришел посмотреть на президента Татарстана). По крайней мере, три разных акционера, известных мне, так и не получили их, хотя в феврале прошло внеочередное собрание, на которое бюллетени по почте приходили.



Допускаю, что всё это лирика и мои переживания, которыми хотелось поделиться. Поэтому вернемся к главному – как рынок оценивает акции Нижнекамскнефтехима.

Для сравнения возьмем компанию из того же химического сектора, сопоставимую по размерам и перспективам развития, - Уралкалий.

Выручка одинаковая, но разница в капитализации - 15 раз, 3 из которых можно отнести на разницу в рентабельности. В сухом остатке – 5 раз разницы по коэффициенту P/E. Во столько раз дороже Уралкалий и во столько раз инвесторы оценивают разницу в рисках, связанных с корпоративным управлением, ликвидностью акций и перспективами роста. Не много ли?!

Если с ликвидностью и корпоративным управлением все понятно, то темпы роста прибыли и дивидендных выплат гораздо перспективнее у Нижнекамскнефтехима. Уралкалий уже работает с рентабельностью EBITDA >60%, вырасти даже на 20% почти невозможно, разве что цены на калий вырастут ещё в 1,5 раза. Тогда как «НКНХ» получает только ~20% от выручки и эта величина больше зависит от эффективности самой компанией, а не цен на ту же нефть. Стоить отметить, что высокая по мировым меркам маржа компании, прежде всего, связана с существованием в России экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, которые занижают внутренние цены на сырье и определяют основное конкурентное преимущество НКНХ по сравнению с мировыми производителями.

Инвестиции увеличат мощности «НКНХ» в 2 раза за 5 лет, больше чем у Уралкалия, а ориентация одновременно на внутренний и внешних рынок - гораздо надежнее. Потребление каучуков и пластиков в России пока достаточно низкое, кроме того, дальнейший рост возможен благодаря импортозамещению.

Ну и главная фишка, на которую обращают внимание инвесторы в последнее время - дивидендная доходность. Дивиденд на обыкновенные и привилегированные акции, исходя из моих прогнозов по прибыли, может составить за 2012 год 3.2 руб., что предполагает доходность в 11% и 16% соответственно. Акции с такой дивидендной доходностью нужно ещё поискать на российском рынке.

PS
Для полноты картины интересные презентации с официальных сайтов компаний:
Нижнекамскнефтехим - апрель 2012
Уралкалий - май 2012

13 комментариев:

  1. Виктор!
    Что вы думаете об акциях Верофарм и Фармстандарт. Я их включаю в свой портфель,как недоjцененные рентабельности. Но падают они, дай бог любому камню так падать. Интересно Ваше мнение.

    ОтветитьУдалить
  2. Компании сейчас действительно привлекательны по коэффициентам, хотя... когда в фишках P/E 3-5, что же должно быть в 2-3-м эшелоне?!)) У этих двух компаний две проблемы сейчас: 1) снижение выручки в 1 полугодии из-за отсутствия эпидемий и снижения потребления лекарств; 2) проблемы с мажоритарием и КУ. С Аптеками Верофарм вряд ли будет платить дивиденды, а продажа 50% стратегу может пройти без выкупа акций у миноритариев. Фармстандарт проводит некрасивые сделки по выкупу акций, подозревают, что выкупает только у мажоритариев.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за ответ. Хороший ответ.

    ОтветитьУдалить
  4. Виктор!

    С 1-го октября закрывается сайт "tikr.ru", а вместе с ним закрывается и Ваш портфель "Свежие идеи". Может Вы этот портфель перенесете на fincake.ru?

    С уважением (с большим уважением), sovia140.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. sovia, спасибо за подсказку. Постараюсь перенести, как только сервис захочет меня зарегистрировать - сегодня похоже у него какие-то проблемы.

      Удалить
    2. Мне тоже кажется, что у них проблемы. Я начал переносить свои портфели на финкейк и оказалось, что у них котировки по акциям за 29 августа. С тех пор не изменяются. И портфели в настоящее время считаются неправильно. Без ТИКРа теперь негде отслеживать свои портфели. Кроме того на ТИКРе был чудесный инструмент "Прогнозы", который мы еще не скоро увидим на других сайтах.

      Удалить
  5. Перенес свои портфели на investfunds.ru. Для отслеживания портфелей вполне подходит. Правда, непонятно как заглядывать в чужие портфели, хотя флажки "публичный" и "непубличный" в портфелях есть.

    ОтветитьУдалить
  6. Добрый день!! А вы перестали публиковать свою аналитику по энергетике??
    Спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 2Анонимный: я, наверное, в принципе перестал публиковать аналитику)... После двухлетней стагнации в элекроэнергетике может выстрелить все что угодно, как впрочем и продолжать стагнировать ещё год-два. Если что-то смотреть на покупку, то при прочих равных лучше качественные компании с нормальной рентабельностью, низкими коэффициентами или высокими дивидендами. Из акций мне нравятся Мосэнерго в генерации, Холдинг МРСК, МОЭСК, МРСК Урала в сетях, в сбытах ещё надеюсь на хорошие дивиденды в Мосэнергосбыте, а на днях Пермьэнергосбыт удивил отчетностью за 9 мес. - прибыль снизилась незначительно + продолжает платить дивиденды с доходностью ~20% годовых.

      Удалить
  7. Спасибо за ответ

    ОтветитьУдалить
  8. True, дали бы рекомендации на 2013 год. А то инвестдома своими прогнозами точно сориентируют всех нас не в том направлении.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Новогоднее настроение рационально-скептическое. Внешние драйверы вряд ли будут позитивными, неплохо, если будут нейтральными. Внутренние драйверы завязаны на политику. Как принято у русских, будем надеяться на чудо, или на авось)), что власть будет относится к нам лучше, а мы к ней... По отраслям прогнозов нет, по рынку - сначала ралли на рынке облигаций, а потом может и к акциям интерес проснется. Все-таки у нас разница в дивидендной и облигационной доходности пока не в пользу акций. С наступающим и удачи все нам в Новом году!

      Удалить